АВТОРАМ

попытка разъяснить политику сайта

Здравствуйте

Эта страница посвящена авторам. Точнее тем моим мыслям, которые я хотел бы донести до них прежде, чем тот или иной, из обнаруживших у меня свой рассказ писателей, в очередной раз выльет на меня ведро помоев. Господа, впервые появившиеся здесь, будьте так любезны, прежде, чем высказывать в мой адрес всякие лестные слова, прочтите то, что написано ниже. Я не думаю, что Ваше мнение обо мне после этого изменится кардинально, но, может быть, информация, размещенная на этой странице, придаст Вашим высказываниям несколько иной вектор, что позволит нам выйти на путь конструктивизма и сыграть на этот раз за сборную Логоса.

Так же должен заметить, что авторы некоторых текстов, размещенных (или теперь уже не размещенных) здесь уже успели высказаться в мой адрес. При чем, как правило, претензии с их стороны не были очень уж оригинальными. Действительно, всех как правило волнуют одни и те же аспекты моей деятельности. А потому мне показалось рациональным не объясняться с каждым автором по отдельности, вновь и вновь произнося уже выученные наизусть слова, а сделать вот такую страничку, на которой попытаться разъяснить и историю создания сайта и политику его держателя (то есть меня). Случай для этого выдался весьма удачный: Дмитрий Александрович, найдя у меня свой старый рассказ (хоть режь меня -- не понимаю, почему imho весьма неплохое произведение, напечатанное в журнале "Аpго", Nо 1 за 1994 год, он называет "черновиками десятилетней давности") и высказав обо мне (и о Someone) все, что я уже слышал не раз и не два, тем не менее выразил готовность к диалогу, предложив в качестве отправной точки свою статью, посвященную тенденциям, замеченным им в развитии литературных гей-сайтов рунета. Привожу здесь текст этой статьи (Господи, хоть на этот раз меня не будут обвинять в нарушении авторских прав?!), попутно отвечая на соображения, в ней озвученные и высказывая свое понимание того или иного аспекта отношений автора и веб-мастера. Думаю, что форма, в которой я буду это делать, выпестованная у меня годами фидошных баталий, не вызовет Вашего, уважаемые авторы, раздражения и не отвлечет Вас от сути обсуждаемых проблем и излагаемых мыслей. И еще... Мое органическое неприятие такого явления, как "оверквотинг" (опять же фидошное воспитание, возможно, в интернете и понятия-то такого нет) видимо заставит меня сократить оригинальный текст Александровича. Заранее прошу меня за это извинить.

Сайтостроительство

Не претендуя на полный обзор литературных гей-сайтов, тем не менее хотелось бы высказаться по теме. Тем более, что кое-кто из редакторов не удовлетворен состоянием дел, задумывается о реконструкции и даже приглашает к диалогу. Постараюсь не быть двуличным, но двуликим все же останусь, поскольку имею честь быть как читателем, так и автором.

Со своей стороны хочу заметить, что хотя лично я в тот момент господина Александровича ни к каким диалогам не приглашал (я его e-mail-то не знал до недавнего времени), тем не менее, диалог с авторами -- это то, от чего я никогда не отказывался и чему всегда бываю только рад. Короче, ведусь я на диалоги, как последняя дура, уж извините меня за моветон.

1. Констатации:

  1. При всем количестве и графическом разнообразии налицо содержательное однообразие; одни и те же рубрики, одни и те же произведения копируются на разных сайтах.
  2. Литературная критика (не путать с поиском грамматических ошибок и прочих соринок в чужом глазу, руганью и разборками) - в зачаточном состоянии; одного Someone'а на всех не хватает; все это напоминает спонтанную симуляцию литучебы и будни школьного лит кружка с трезвой иногда вожатой.
  3. Интерактивность отсутствует или карикатурна; прямого выхода на большинство авторов нет, а писать отзыв на доске для всех не всегда представляется этичным. Некоторые читатели путаются в bbs, разделах критики, гостевых книгах, форумах, конференциях и т. д., и используют их нередко для примитивных выбросов эмоций, для знакомств, переписки, да и просто "пацанам приколоться в кайф".

Что касается одних и тех же произведений, то странно было бы рассчитывать на что-то иное. Писателей, пишущих много и качественно, у нас мало. Imco количество литературных гей-сайтов превышает количество таких писателей. А рассказы малоизвестных авторов не очень-то интересуют редакторов. Хотя это и неправильно. Но тем не менее говорить, что это правило абсолютно, все-таки нельзя, как мне кажется. Особенно это касается рассказов начинающих авторов. Вот у меня "Пылающая комната" лежит. Авторы ее хоть и совершенно не известны пока, а роман, как мне кажется, им удался. Возможно, это не самое гениальное произведение мировой литературы, но, как мне представляется, вполне приличное. Впрочем, на вкус и цвет, как известно, товарищей нет. Упоминавшийся уже здесь Someone, к примеру, говорил мне, что недолюбливает творчество Уленова, а мне Уленовская повесть "За свободную любовь" кажется шедевром. Вот и разбирайся тут. Плохо, что я Уленовских координат не знаю, однако, мы отвлеклись, а я еще хотел в качестве примера привести сайт господина Spellbound'а, где тоже, как мне показалось, лежит не мало эксклюзивных произведений. Себя же в качестве примера привести никак не могу. Бóльшая часть размещенных у меня рассказов имеется и на других сайтах. Впрочем, я никогда и не гнался за оригинальностью представленных произведений. Мой сайт ориентирован на несколько иные цели.

Относительно критики ничего сказать не могу. То есть, конечно, покритиковать я могу кого хочешь, но вот литературный критик из меня никакой. Это Митичев по натуре Белинский, а я сужу о произведениях только на основе собственной интуиции. И если мне рассказ нравится, то он мне нравится, а почему нравится не знаю. Да по моему так и должно быть. Кто нибудь из вас может сказать, почему он влюбился в того, а не в этого (каждый же из нас когда-то влюблялся, правда?). А вот "просто". Заныло где-то в груди и получите, чего заказывали. И никакого анализа. Так, что критики у меня на сайте нет. А есть рассказы, которые мне нравятся (впрочем, некоторых, из тех, что мне нравятся, уже нет, а жаль).

2. Комментарии

Понятно, что содержание определяется категорией публики. Что среди авторов немало "девушек тонкой душевной конструкции". Что многие и писать то начали от несложившейся личной или профессиональной жизни. И авторское самолюбие играет вовсю. Особенно, когда начинается дележ славы. Примером служат междусобойчики вокруг премии "Слово.ру", цель, методы отбора и голосования которой представляются неясными и спорными, но достойными отдельного разговора. А чего стоят редакторские раздачи слонов с серьгами, типа "гений", "классик", "настоящий писатель" или "отстой". А установившаяся градация: графоман, начинающий автор, наш постоянный автор, наконец, писатель! Недавно на ТВ говорил автор "Бандитского Петербурга", у которого выходят скоро 22 тома: "я - не писатель, я - автор!"

Вообще, уважительного отношения к авторам, как и к читателям, недостает некоторым редакторам. Не стану топтаться по почившему в бозе одиозному "Гейтайму". Но как расценить периодические закрытия редакторами отдельных страниц или целых сайтов с объяснениями типа: "по личным причинам", "мне безынтересно любое мнение" и т.п. Проблема модерирования неоднозначна, редактор имеет на это право, а в некоторых случаях и обязан. Но критерии модерирования должны быть ясны и известны. Если это мат, к примеру, то и редактору не пристало материться. А когда на доске после метлы остаются лишь собственно редакторские вещания да увещевания или хвалебные всхлипы, становится скучно.

Ну не знаю... Наверное, у кого-то и складываются с держателями сайтов такие отношения. Но в своей практике я таких случаев не припомню... Я всегда стараюсь избегать грызни... Она меня гнетет... Даже когда позиция автора категорически деструктивна, я просто выполняю его требование и снимаю произведение с сайта. Вообще, в моей голове как-то не укладываются сами мотивы, которые могли бы подвинуть редактора портить отношения с автором.

Что же касается содержания моего сайта, то, как выразился один мой оппонент, оно весьма эклектично. Ниже я попытаюсь как-то определиться с критериями, которыми руководствуюсь, выкладывая то или иное произведение, но попытка эта наверняка окажется весьма сомнительной. Я вообще очень нелогичен. От того и страдаю.

Насколько я знаю историю возникновения некоторых сайтов, начинались они как домашние странички, где автору становилось неуютно одному, читателей не прибавлялось, и, для придания солидности или статуса спутника начинали печатать других, иногда и без их ведома, гнались за объемом, посещаемостью и званием редактора или сетевого издателя. Кто-то состоялся, кто-то нет.

Мне представляется, что настал весьма удачный момент, чтобы рассказать о том, как возник мой сайт. Вряд ли его можно было бы назвать "домашней страницей", хотя я и выложил там пару своих фоток (первая ссылка на моем имени на главной странице). Нет, с этим сайтом было несколько иначе. Просто однажды я подумал: "А почему бы, тебе, многоуважаемый и безмерно любимый Дмитрий Игоревич, не заняться каким-нибудь новым делом, вот хоть HTML к примеру выучить?". Ну и скачал какую-то документацию с citforum'а, почитал, попробовал... Нужен был материал для сайта... А тут в фидошке как раз тред про литературу пошел. Оказалось, что нынешняя молодежь понятия не имеет, что такое "Арборетум". Бардак! Они "За свободную любовь" не читали ни разу... Всё, тематика будущего сайта оказалась определенной. Кроме двух перечисленных произведений, я понадергал из фидошки еще несколько рассказов из тех, что поприличнее, Женька Грабовский разработал дизайн, я все это обкодировал, да и вывалил на первом попавшемся сервере, дающем бесплатное место под сайты.

Вот и вся история. Тогда я и подумать не мог, что ко мне кто-то там заходить будет. У меня и мысли не возникало, что сайт кому-то понравится, что авторы свои рассказы присылать станут... Что "солидные" редакторы и критики меня "давить" начнут (значит заметили почему-то)... Не планировал я никакого общественно значимого проекта... Оно само как-то получилось. Ребята, я не виноват. Честное слово.

А сейчас... Сейчас на самом деле примерно такая же история. Я был безмерно удивлен, когда меня назвали "издателем". У меня и мыслей-то таких никогда не возникало. Просто я пытаюсь сделать ресурс, который бы нравился не мне (то есть и мне тоже, конечно), а в первую очередь конечному пользователю. Мне бы хотелось, чтобы люди, зашедшие сюда, могли расслабиться, отдохнуть, почитать себе в удовольствие. Может быть, стать чуть добрее... чуть лиричнее... А уж станет ли кто-то называть меня при этом "редактором", окажется ли мой сайт в каких-то там рейтингах, появятся ли на него ссылки на других гей-ресурсах -- это волнует меня меньше всего. У меня и других забот хватает. В реальной жизни.

3. Предложения

  1. Нет, я не предлагаю им объединяться. Наивен тот, кто думает, что даже во имя самых высоких принципов кто-либо поступится личными амбициями. Речь о другом. О придании каждому сайту, претендующему быть более чем домашней страничкой, своего профиля. Пусть кто-то специализируется на поэзии, кто-то - на повестях и романах, кто-то - на фэнтэзи, детективах, авангарде, юмористической и иронической прозе, эротике, - кому что ближе. А вот когда трудно определить жанр, тогда то и логично появление одного произведения на разных сайтах (естественно, по желанию автора). И читателю так проще уследить за новинками. И авторы не станут ломать голову, кого осчастливить обновлениями. И "красть" друг у друга редакторы прекратят, надеюсь.
  2. В связи с этим было бы очень неплохо каждому сетевому издателю внятно сформулировать и обнародовать концепцию своего сайта. С жанровыми и стилистическими пристрастиями. А то один сайтмен как-то в привате признался, что главное для него - снять сливки в рубрике знакомств, а творчество - это для антуража, "дрочилок" бы побольше присылали... Не спорю, такие сайты тоже имеют право налево. Но, хотелось бы знать и другие адреса.

Хм... Это говорить легко "специализируйтесь", "внятно сформулируйте"... А как тут сформулируешь, если и сам не очень понимаешь, почему тот рассказ понравился, а этот не очень.  Однако попробую, впрочем, выше я уже высказывался, что попытка эта скорее всего окажется сомнительной, но тем не менее.

В первую очередь мне нравятся лирические произведения, этакие грустные сказки с по возможности счастливым концом, рассказы, которые являются не руководством по технике голубого секса, а попыткой смоделировать, что же происходит в человеческой душе, будь она неладна, когда в нее (или не в нее, а куда-нибудь поблизости) попадает этот маленький засранец Амур. И вот тут-то с человеком начинают происходить чудеса. И читая об этом, проникаясь ситуацией, чувствуешь, как и твое сердце потихоньку-потихоньку начинает щемить... Блин, и чего это я такой сентиментальный? Хотите открою один секрет? Вот уже долгое-долгое время я с регулярностью, достойной лучшего применения, читаю и перечитываю вновь один и тот же отрывок. Вот он:

Уходит день, цвета теряются и затихают в толще неба, прекрасные тона высвечиваются у горизонта. Этот вечер спокоен как твоя улыбка, как твои ясные глаза. На тёплых губах твоих мёд - ведь не чудится мне этот упоительный вкус - пальцы твои рассеянно ласкают мою кожу, дыхание твоё легко касается моего лба...

Я весь в тебе, весь. Всё существо моё пронизано тобою, твоим совершенством. Твой экстаз как пламя охватывает меня, мир исчезает вокруг, я перестаю различать предметы, цвета и звуки, я не хочу возвращаться в этот мир.

Не для того ли мы метались в этом мире, не для того ли отвоёвывали в нём своё место под солнцем, чтобы искать и найти друг друга? Мы слились как две капли в океане и почему бы нам не остаться так навсегда? Вместо этого я снова начинаю различать наши тела, раздробленность вещей, экстаз гаснет...

Остаётся лёгкая горечь. Но мне кажется - о Боже, как хочется, чтоб не казалось, а было так! - что у нас теперь одна душа на двоих, и что поэтому я читаю твои мысли, что поэтому меня пронзают твои чувства, что поэтому в меня проникают тончайшие флюиды твоих грёз...

Долой страсти! Я буду любить тебя нежно. Если между нами нет нежности, то что угодно связывает нас, только не любовь. Моя нежность не обман и не призрак. Мой мальчик, ты доверился мне и я держу твоё хрупкое существо в своих ладонях и не смею дышать. Мне кажется, Бог улыбается мне, мои слёзы падают ему на ладонь, я задыхаюсь от нежности...

Не покажутся ли тебе мои слова бредом? Или ты чувствуешь то же, что и я... Я хочу, чтобы ты чувствовал то же, что и я!.. Твои горячие губы ласкают моё тело, твои волосы щекочут мою кожу - ты... ты как чистое пламя, к тебе больно прикасаться...

...Господи, я надеюсь, что ты остановишь меня, когда я открою рот, чтобы сказать ему что-нибудь подобное! Я не вынесу, если в холодных фиалковых глазах небезызвестной тебе особы прочитаю откровенное и искреннее непонимание, удивление. Приходится сдерживать свои щенячьи восторги и всё, что я могу позволить себе сказать ему, это - я люблю тебя.

И чего в этом отрывке такого особенного? Совершенно не понимаю, а вот на ж тебе, цепляет чем-то.

Далее спешу заметить, что так получается, что те рассказы, которые я сам отбирал для своей библиотеки, как правило оказывались совсем не новыми. Наверное это связано с тем, что время -- самый лучший рецензент. И если по прошествии лет рассказ не забыт, то это действительно стóящий рассказ (Дима, как ты не прав относительно "черновиков десятилетней давности". На самом деле такие слова -- комплимент произведению).

Ну и, разумеется, если какой-то автор сам присылает мне свое детище с просьбой выложить его у себя (а такие случаи бывали, хотя не стану скрывать, хотелось бы, чтобы их было больше), то я как правило всегда иду на встречу.

Не знаю, удалось ли мне хоть в каком-то приближении к понятию "внятность" определить концепцию своего сайта, но уж как получилось. Прошу ногами не пинать.

  1. А еще в идеале ОДИН базовый сайт, где концентрировались бы редакторские анонсы, отзывы и рецензии, интервью с авторами, нечто вроде периодического литературного журнала. Идея реализуема при доброй воле и способности к дискуссии и компромиссу наших уважаемых сайтменов.
  2. Смутно представляю, в каком контакте и в каких отношениях находятся наши сетевые издатели. Казалось, для этого мог бы функционировать подписной дискуссионный лист Самвана, закрытый по загадочным причинам. Думаю, что не только обмен баннерами и мнениям и о номинантах там мог бы стать предметом обсуждения. К примеру, остается актуальной тема единообразия авторских прав (включая санкции против сайтов-нарушителей). Несанкционированные перепечатки стали хоть и реже, но имеют место быть. Да и виртуально - этических проблем попроще хватает.
  3. Рядом с именем автора хотелось бы видеть e-mail, а при желании давать автору возможность вступительного слова и биографической справки.
  4. Кто не знаком, советую заглянуть на proza.ru, который считаю образцом организации интерактивности. Не силен в технических тонкостях, но, может, кто-то из сайтменов сможет организовать и показ посещений и неанонимность отзывов.

По третьему и четвертому пунктам мне сказать практически нечего. Несанкционированные перепечатки в настоящий момент занимают бóльшую часть этого сайта. Но я верю в благоразумие, в здравый смысл авторов. В то, что они, однажды найдясь, не станут растопыривать пальцы веером и пускать слюни пузырями, а вместо этого согласятся на диалог и сотрудничество. Прецеденты такие есть, все-таки мне кажется, что нормальных людей больше, чем "девушек тонкой душевной конструкции".

Относительно e-mail автора, я всегда указываю его (кроме тех случаев, когда он мне неизвестен, зачастую мне неизвестно даже имя автора). Что же касается вступительного слова и биографической справки, то это вообще кажется мне идеальным вариантом и честно сказать, я с трудом представляю ситуацию, когда веб-мастер не согласился бы на это. Imho такая ситуация возможна только в одном случае: держатель сайта -- не самый далекий человек (вообще-то, пиши я в фидошке, я бы в данном случае использовал другое определение). Что же касается меня, то кроме вышеперечисленного, я легко пошел бы и на размещение банеров (468x60) и (или) кнопок (88x31), указанных авторами, на страницах с их рассказами (а чего мне, жалко что ли?). Примером такого размещения в настоящий момент могут служить страницы с рассказами Spellbound'а.

Что касается прозы.ру, то если не забуду, то зайду. Почему бы и нет, собственно?

Не претендуя на истину даже в предпоследней инстанции и признавая свою некомпетентность в технических и финансовых тонкостях сайтостроительства, тем не менее надеюсь на внимание к моим заметкам со стороны редакторов, авторов и всех заинтересованных. Провоцирую, так сказать, дискуссию.

Дмитрий Александрович

Ну вот. Вроде бы на все ответил, все сказал... Так, что если Вы, многоуважаемый автор, согласны на то, чтобы Ваши рассказы были размещены здесь, то, пожалуйста, присылайте свои пожелания. Присылайте свои предложения. Присылайте свои произведения. Если же после прочтения всего вышенаписанного Вы все равно не видите смысла в нашем сотрудничестве, то прошу Вас, не заводитесь, просто пришлите мне письмо с требованием снять ваше конкретное произведение. Я сделаю это. Обещаю, что никакого сопротивления с моей стороны не будет. На самом деле, я со страхом жду подобных писем только от двух писателей. Это Марина Козлова и Анатолий Уленов. Если кто-то из них вдруг найдется и настоит на сносе своих произведений, вот тогда мне будет по настоящему больно. Так, что вперед, резвые любители кого-нибудь "все равно на меня натравить". У вас есть хороший шанс.

Прочих же людей, людей с устойчивой психикой, людей, предпочитающих созидание разрушению, я всегда рад видеть. И у себя в мыльнице и везде-везде-везде.

На том разрешите откланяться,

всего доброго...
Dmitry I Gornev

1 января 2002 г.